Великие властители прошлого

Paul Neumann

Военная пропаганда

Наполеон

Пропаганда играла большую роль во времена Революции и Империи. Впервые в новой истории она стала инструментом укрепления боевого духа и моральной стойкости солдат и офицеров, которой в общем не хватало армиям противника, по крайней мере до начала войны в Испании.

Стоит сразу отметить основную разницу между пропагандой периода Революции и пропагандой периода Консульства и Первой Империи. Первая клала натиск на идеалы самой Революции, на борьбу идеологического характера. Вторая служила интересам лишь одного человека - Наполеона Бонапарта - и созданного им государства.

Бонапарт гораздо раньше и в гораздо большей степени, чем многие революционные генералы постиг значение пропаганды. Лишь только он принял командование Армией Италии - пожалуй самой слабой из всех, которые имелись в то время у Франции - он сразу издал знаменитую прокламацию от 26 марта 1796 года:

Солдаты!
У вас нет ни сапог, ни мундиров, ни рубах. Вам почти не хватает хлеба, а наши склады пусты. Тем временем у врага всё имеется в изобилии. От вас лишь зависит, чтобы всё добыть. Вы хотите и можете это сделать. Итак, вперед! 1

Эту и последующие прокламации, разумеется, широко распространяли среди солдат. Но кроме того Бонапарт быстро понял насколько важна поддержка всего французского народа. Поэтому он принял все усилия для того, чтобы прокламации распространялись не только среди солдат, но и среди гражданского населения. Он добился этого посредством публикации газет, плакатов и листовок передаваемых из рук в руки. Под конец Итальянского похода, 20 июля 1797 г., он основал газету Le Courrier de l'Arm?e d'Italie, а 10-го августа - La France vue de l'Arm?e d'Italie. Вскоре вышел в свет и журнал под названием Journal de Bonaparte et des hommes vertueux. С тех пор в армиях под командованием Наполеона, а затем и во всей французской армии, действовали полевые типографии печатающие императорские прокламации и бюллетени, а также военную прессу 2.

Разумеется, что принимая командование Армии Италии Бонапарт не мог предвидеть, что со временем он станет властителем Франции. Скорее всего первые мысли о свержении Директории у него возникли под конец Итальянского похода, после ряда блистательных побед. Но созданный им пропагандный аппарат с самого начала был нацелен на создание его собственной легенды, а заодно и легенды его верных солдат. Это укрепляло и связь вождя с его армией.

Тут мы касаемся одной из важнейших характерных черт наполеоновской системы власти. Он ясно понимал, что в отличие от старых европейских династий, сидящих на тронах "божьей милостью", легитимизацией его власти были военные победы и поддержка французского народа, в немалой степени от этих побед зависящая. В июне 1813 года он, кстати, заметил в разговоре с Клеменсом Меттернихом:

Ваши государи, рожденные на троне, не могут понять чувств, которые меня воодушевляют. Они возвращаются побежденными в свои столицы, и для них это все равно. А я солдат, мне нужна честь, слава, я не могу показаться униженным перед моим народом. Мне нужно оставаться великим, славным, вызывающим восхищение 3.

Наполеоновская пропаганда не создала никаких новых средств воздействия. Она лишь переняла методы, которые применялись уже во времена Революции или даже Старого Режима, но в гораздо большем масштабе и с более определенной целью. Разумеется, такая пропаганда проникала всё французское общество, а также, хотя в меньшей степени, общества завоеванных стран. Кроме того, она выходила за рамки чисто военных вопросов, но здесь мы ограничимся именно той стороной наполеоновской пропаганды, которая имела прямое отношение к армии.

В легенду уже вошли Бюллетени Великой Армии, являющиеся своеобразным продолжением донесений о боях Итальянского похода, которые Бонапарт регулярно посылал членам Директории. Первый бюллетень вышел в свет 7 октября 1805 года в виде печатной листовки. Он был украшен профилем императора увенчанного лавровым венком и императорским орлом, держащим в шпонах гром и ликторские розги. Там же перечислены были названия городов взятых Великой Армией. Весь бюллетень состоял всего лишь из одиннадцати строк. Он вкратце описывал переправу через Рейн и окружение австрийских войск. Простая форма и короткий текст по соседству с рисунками, впечатляющими неискушенные умы, содействовала проникновению солдатских масс, в основном неграмотных, пониманием в каких славных - уже исторических - событиях они только что участвовали.

Первоначально Наполеон хотел издавать бюллетени через восемь дней, но вскоре решил, что лучше издавать их реже, но зато уделять больше внимания великим битвам выигранным французами. Так возникла серия бюллетеней Великой Армии посвященных походу 1805 года. Опыт прошел успешно и бюллетени продолжали выходить и в следующих кампаниях: 1806-1907, 1809, 1812 и даже 1813 гг.

Наполеон, как правило, сам диктовал тексты бюллетеней, а его секретарь или начальник штаба придавал им стилистическую окраску. Первые экземпляры бюллетеней печатались в полевых типографиях или типографиях ближайших к месту постоя городов. Зачастую у бюллетеней бывало несколько редакций, о чем свидетельствуют различия в шрифтах и качестве гравьюр. Затем бюллетени распространялись в войсках, при чем младшие офицеры или сержанты читали их вслух перед строем рот. Раздавать бюллетени в виде листовок не было принято из-за относительно небольшого их количества.

Затем бюллетени переиздавали в виде плакатов, которые затем расклеивали на стенах по городам или прибивали к деревьям в деревнях. С самого начала Наполеон издал указ о перепечатывании бюллетеней государственными типографиями и официальными газетами. При чем не только в Париже или во всей Франции, но и во всех покоренных или зависимых странах. Это играло очевидную пропагандную роль и Наполеон неоднократно напоминал префектам, тобы те следили за исправным издательством бюллетеней.

В 1811 году Наполеон приказал Александру Бертье собрать все бюллетени предыдущих походов и издать их в виде книги. Тут уже речь шла не об информировании французов о победах Великой Армии, а об укреплении легенды тех побед и культа личности Наполеона Бонапарта.

Бюллетени трактовали исторические события мягко говоря вольно, да и сам император необязательно придерживался исторической правды. Он подчеркивал свои собственные заслуги, а также заслуги избранных маршалов; в еще меньшей степени речь шла о генералах, отдельных корпусах, дивизиях или полках. Иногда в бюллетенях упоминался подвиг отдельного солдата или офицера. Быть упомянутым в бюллетене считалось великой честью, но солдаты считали своеобразной наградой за доблесть и то, что император лично называл по имени их дивизию или даже корпус. Они довольно быстро поняли, что бюллетени преследуют чисто пропагандные цели, отсюда даже взялась поговорка "врёт как бюллетень", но тем не менее во французской армии бюллетени имели такое значение, что командиры, чьи корпуса не назывались в очередном издании, - а по их мнению должны были упомянуться, - ходатайствовали лично перед Наполеоном об исправлении "ошибки" в следующем издании. Это тоже своеобразно свидетельствует о эффективности императорского инструмента пропаганды 4.

Другим очень важным и эффективным инструментом пропаганды были всяческие мероприятия с участием армии. Красочные мундиры и отточенная шагистика тысяч солдат должным образом впечатляла гражданских, особенно дам, а их восторг - выражающийся в улыбках, выкриках и аплодисментах - наполняло военных сладким осознанием того, что они занимают высокое положение в наполеоновской системе власти, уж во всяком случае выше всяких там гражданских не нюхавших пороху. Подобные мероприятия, впрочем, не проводились исключительно для утверждения позиции военных в обществе. Они становились импульсом подталкивающим свежие контингенты мужской молодежи на службу в армии и утверждаящим их во мнении, что только военная карьера достойна внимания лядей смелых и предприимчивых.

В каждое воскресенье во дворже Тюильри в Париже давался смотр гвардейским отрядам, с участием самого Наполеона и многотысячной толпы жителей французской столицы и посетителей со всей Франции и заграницы. Смотры и парады проводились и в провинции. Практически каждый полк старался иметь связи с местными жителями и властями. Надо иметь в виду, что речц идет о временах задолго до появления телевидения и Интернета. Развлечений, особенно в "глубинке", было немного и военным мероприятиям был гарантирован полный аншлаг.

В иных смотрах или парадах участвовало по нескольку десятков тысяч солдат. Так было по случаю награждения первыми крестами Почетного Легиона в Булоньском лагере,5 при вручении новых - уже императорских - знамен, императорской коронации в соборе Нотр-Дам в Париже, рождения Короля Рима и пр. С 1815 года государственным праздником во Франции стал день 15-го Августа - праздник Св.Наполеона, который был не только святым покровителем императора, но и вообще всей французской армии. Начиная с 1806 года ежегодно 2-го декабря праздновались очередные годовщины Аустерлицкого сражения; эта дата совпала с годовщиной императорской коронации. Военные церемонии, хотя рангом поменьше, давались и в дни рождения маршалов и генералов. Наполеон всячески поддерживал подобные традиции потому, что они повышали престиж армии в глазах общества.

В деле прославления себя и своей армии император не оставил вниманием и изобразительные искусства. Особенно это видно в живописи. По личному приказу Наполеона лучшие художники Франции и Европы писали батальные полотна прославляющие эпизоды из наполеоновских, а также, хотя значительно реже, революционных кампаний. Так возникла впечатляющая картина Антуана-Жана Гро Битва при Эйлау с центральной сценой ухода хирургов Великой Армии за ранеными - французскими и русскими. Кисти того же художника принадлежит и знаменитая картина Наполеон в госпитале чумных в Яффе, где центральной фигурой является Бонапарт бесстрашно протягивающий своя руку одному из больных в то время как его штабной офицер с отвращением, не в силах вынести отвратительную вонь, отворачивает голову прикрывая рот и нос платком. Это полотно заняло особое место в истории военной пропаганды, так как оно должно было разоблачить английские обвинения в том, что Наполеон приказал расстрелять всех больных при отступлении из Яффы.

Подобные картины в обязательном порядке выставлялись на Парижских салонах, где опять же их зрителями было в основном гражданское население.

Немаловажную роль в деле пропаганды, в том числе и в самой армии, сыграли и знаменитые миниатюры из Эпиналя. По всему департаменту Вогезы, а особенно в его столице, работало в то время много артелей, которые выпускали лубочные гравюры на дереве, сюжетами которых стали Наполеон и его армия. Кроме наивных миниатюр представляющих, в весьма фантастической обстановке, битвы у Пирамид или Аустерлица, там выпускались и гравюры иллюстраций к ставшим уже знаменитыми сериям "Наполеон и его солдаты" представляющим императора и его армия во всевозможных ситуациях. Эти гравюры широко поступали в продажу, особенно во время ярмарок, раздавались детям в награды за школьные успехи или мелким служащим за прилежную работу. Простолюдины охотно приобретали миниатюры и украшали ими свои жилища, а это в свою очередь способствовало распространению легенды Наполеона и Великой Армии.

Наполеон не забывал и своих маршалов и генералов. По его заказу писались портреты многих выдающихся полководцев, которые в последствии украшали императорские резиденции, как Тюильри, Сен-Клу или Мальмезон, или государственные учреждения, как Государственный Совет, Сенат, Казначейство, министерства и пр. 6

Примечания:


1 P.Barbens, Napoleon. Structure et signification d'un mythe. Перевод P.N. Имеющиеся в распоряжении автора русские переводы (например Е.В.Тарле, Наполеон) в целом с французским текстом не совпадают, но известны и различные французские редакции текста.
2 F.Monnier, Propagande.
3 J.Tulard, Napoleon et l'arriere. Русский перевод цитируется по Е.В.Тарле, Наполеон. Известны различные редакции на разных языках.
4 J.Tulard, Buletins de la Grande Armee.
5 C.Ducourtial, Napoleon a Boulogne.
6 J.Tulard, Le mythe de Napoleon.

Автор: Paul Neumann



назад в раздел «Наполеон»
на главную страницу




Обсудить на на форуме.




  © 2000-2007 Великие властители прошлого | webmaster