Монгольские племена в XII веке, как и сейчас, занимались скотоводством и охотой на зверя; жили они тогда, как живут и теперь, в кошемных кочевых кибитках. Кочевать заставляет их необходимость перемены пастбищ для их скота, точно так же, как принуждены кочевать современные нам скотоводы-англичане в Канаде и Южной Африке, американцы в прериях Дальнего Запада, аргентинцы в степях Ла-Платы.
Монголы живут родовым бытом. Делятся они на роды, племена и улусы (народы) [*1]. Монгольское общество XII века делилось на три класса: степную аристократию, простолюдинов и рабов, которых, однако, не продавали. В то время монголы исповедовали шаманизм; в буддизм в толковании Цзонхавы, т.е. в ламаизм, они перешли окончательно во второй половине XVI века при Алтан-хане, начало же проникновения относится ко времени Хубилай-хана, внука Чингис-хана.
Профессор В.Л.Котвич различает следующие монгольские народы, оговариваясь, что название "монгол" известно приблизительно с половины Х века [+1] и что первоначально присвоено оно было частью народа, занимавшего пространство от Великой китайской стены до Байкала; южную часть монголов, соприкасающуюся с границей собственно Китая, т.е. Великой стеной, китайцы называли "белыми татарами". Они же назывались "онгутами". Южные монголы подверглись сильному влиянию китайской образованности. В отличие от южных, культурных монголов, китайцы северных монголов называли "черными (или лесными) татарами".
Что это был за народ и откуда он появился? Во второй половине XII века в районе озер Далай-нур и Буир-нур кочевали татары, принадлежавшие к монгольскому племени [+2]. К западу от них по реке Толе жил народ под названием "кераит". К западу от них, по хребту Алтайскому, жило племя "найман". Севернее от татар, кераитов и найманов, по реке Онону, жило племя под названием собственно монголов. К западу от монголов, к горам Хангай и озеру Байкал жили "мергеты" (мергиты, меркиты). Между Табан-ула, Саянами и озером Байкал жило племя под названием "ойраты". Джунгария была населена уйгурами, народом тюркского, родственного монголам, происхождения, принявшим культуру и письменность, но не от китайцев, а с запада.
Громадное пространство, состоящее из Восточного Туркестана, большей части Джунгарии и Семиреченской области и из района озера Балхаш, составляло государство под названием Хара (Кара)-Китай, населенное тюркскими племенами. Сары, кара-китаи были, вероятно, монгольского происхождения и переселились на запад в 1 половине XII века [+3]
По характеристике полковника Рэнка, все эти степные народы были "суровой расой всадников и воинов": "Тюрко-монголы не могли не быть всадниками, как жители средиземноморских стран не могли не быть моряками, а именно, под давлением необходимости, так как бедность и обширность степей заставляли человека гнать свое стадо от пастбища к пастбищу в непрестанном круговороте. Воинами они должны были стать потому, что хорошие пастбища редки и принадлежат сильнейшему.
Если земледелие вырабатывает у народов мирный характер, то скотоводство, а главное, охота воспитывают воинственный дух. Находчивость, выдержка, удаль, храбрость у монголов вырабатывались под влиянием главного их занятия - звериной охоты.
Отдельные люди и образованные из нескольких людей группы живут только для войны; семейные связи уступают первенство военному братству. У них нет... укрепленных городов, но составляются воинственные, вечно кочующие дружины; несколько таких дружин, случайно собравшихся около какого-нибудь прославившегося знамени, кладут основание временному государственному образованию. У этих людей нет ни семейств, ни оседлости, но у них есть вождь и знамя. К этому можно еще прибавить коня - истинного боевого товарища; на нем они живут и с ним умирают. Это раса, состоящая исключительно из воинов несравненных и никем не превзойденных" [+4]. Еще за много веков до Чингис-хана эта степная раса из Средней Азии, составлявшей ее колыбель, распространилась по широкой полосе материка, приблизительно заключающейся между 50-й и 35-й параллелями северной широты, от Ляодунского залива до Дуная, по временам образуя обширные государственные образования, впоследствии распадавшиеся. Одним из таких образований на крайнем Востоке явилось в 1125 г. по Р.X. могущественное государство Цзинь-"Золотое царство" (по-монгольски Алтан), в состав которого входили современная Маньчжурия и завоеванный Северный Китай с южной границей, иногда доходившей до Голубой реки, - государство, которое, естественно, в значительной степени усвоило китайскую культуру.
Из истории государства Цзинь впервые узнаем о монголах, но эти сведения о них, предшествующие появлению на сцене Чингис-хана, имеют все-таки характер легенд, не поддающихся точной расшифровке ни по персидско-турецким, ни по китайским и монгольским источникам последующих эпох. Так же трудно разобраться и в имеющихся сведениях о борьбе между отдельными монгольскими и тюркскими племенами, предшествующей слиянию их в один народ. В биографии самого Чингис-хана, как она изложена в различных сохранившихся первоисточниках, встречается довольно много противоречий. и полную историческую достоверность события его эпохи приобретают лишь со времени провозглашения его императором на курултае в 1206 г.
Однако при отсутствии точных сведений о многих подробностях эпохи, предшествующей Чингис-хану, общий характер се все-таки может быть восстановлен. Таким образом, например. известно, что со времени своего основания государство Цзинь подвергалось частым набегам соседних кочевых воинственных племен. По отношению к ним цзиньцы употребляли единственное верное средство, выработанное долгим опытом искусной китайской политики: одно племя натравлялось на другое и таким образом подавлялось могущество отдельных племен и устранялась возможность их объединения.
Эта политика оказалась надежнее Великой Китайской стены, сооруженной против кочевников к югу от пустыни Гоби и по горам [+5].
В XII веке, действуя согласно этой политике, цзиньцы подняли татар против монголов, и могущество последних (достигшее наибольшей высоты при Хабул-кагане, объединившем племена, называвшиеся черными татарами) пало. Но к моменту появления у монголов Чингис-хана сами татары уже становились опасными для цзиньцев, почему последние стали всячески помогать монголам для того, чтобы подавить могущество татар.
В такой политической обстановке суждено было появиться на исторической арене человеку, который, начав с восстановления значения своего родного племени монголов, сумел распространить его господство далеко за пределы его прежнего влияния.
[+1] Несколько позднее оно пришло, по-видимому, в забвение; как общее название для всех монгольских племен возобновилось и утвердилось навсегда лишь при Чингис-хане.
[+2] Название этого племени китайцами было распространено и на остальные монгольские народы.
[+3] История Монголии // Лекции профессора В.Котвича. Рукопись, с.1-3. По Краузе и др. источникам, племя собственно монголов носило также название "беде" или "биде" до их общего наименования "монгол" при Чингис-хане.
[+4] Рэнк, с. 4.
[+5] Если египетские пирамиды служат предметом восхищения и удивления ученых перед культурой Древнего Египта и считаются одним из семи чудес Древнего мира, то Великая Китайская стена, возводившаяся с III в. до Р.X. по 1260 г. по Р.X,, длиною 1300 миль, высотою 24 фута, толщиною 13 футов, с башнями через каждые 100 шагов, проходящая через пустыни, горные хребты и реки, построенная без помощи железных дорог, из громадных каменных кубов, своей величиной, массивностью, господствует над всеми пирамидами, вместе взятыми: из 300 млрд. куб. м. камня Китайской стены можно построить 120 Хеопсовых пирамид.
[*1] Дословный перевод слова "улус" - люди.